Работайте там, где есть деньги. Например, финансовый рынок в Новосибирске в 2,5 раза больше омского. Если предприниматель тратит в Новосибирске столько же энергии, как в Омске, он получает в 2,5 раза больше.
Я бы не очень рекомендовал входить в кредитную игру. Вы становитесь как наркоман, готовый продать своих близких, знакомых и т. д. Будете заниматься бизнесом и постоянно всем врать. Нужно в основном опираться на свои резервы.
Третье – развитие бизнеса обязательно должно быть качественным. Это когда вы понимаете, какие цифры у вас должны быть. Например, если вы решили открыть магазин или новое производство, вы должны четко представлять для себя цифры: оборот должен быть такой-то, инвестиции такие-то, прибыль такая то. В ситуации, когда у вас из пяти открытий новых магазинов или производств одно не укладывается в запланированные показатели, ничего критического нет. Пять объектов в сумме могут перекрыть недостаток одного. Но если у вас каждый второй не входит в рамки этих цифр, то наивно считать, что главное – открыть 100 магазинов, что автоматически выведет вас на точку безубыточности за счет объемов. Это иллюзия. Маленькая компания – маленькие убытки, большая компания – большие убытки. Инвестиции должны приносить прибыль, иначе проекты нужно закрывать.
И еще: если вы хотите развиваться и, тем более, выйти за пределы Омской области, то вы должны расти выше рынка! Еще лучше – выше лидеров рынка. Если «Магнит» растет на 35% в год, вам надо расти хотя бы на 40% в год. Либо вы падаете медленнее, чем рынок. Например, Любинский молкомбинат – они наши партнеры: при падении рынка на 10%, их падение составило всего 3%. Это уже победа.